Дети-войны в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
Из воспоминаний Ильиной Ираиды Петровны 08.01.1937 г.р. (ребенок-войны)
«Когда началась война, мне было 4 года. День этот я не помню! Отца Югова Петра Григорьевича (1906 г.р.) забрали практически сразу на фронт.
По отцу очень скучала, мне его очень не хватало! Сначала ревела навзрыд, мать за это меня очень ругала! Ревела по ночам в подушку, под одеялом, что бы мать не слышала. Одеяла были тяжелые, портяные, казалось, что они всегда были влажные. Дров толком не было, в доме было холодно. Печка у нас была большая, помню сидела там все время, согреться хотела! В дом к нам подселили эвакуированных жителей с Эстонии (мать, сын, дочь).
Мать моя работала тогда на заготзерне, как раньше говорили, ходила в лаптях, портянки до колен намотает «Мне так»-говорит- «удобно и ногам тепло», придет с работы, начнет лапти снимать, да портянки разматывать, зерно сыпется. Мать заметет зерно, да на печь сушиться. Насобирает побольше, да в жернова, а жернова были самодельные из двух камней больших таких, серых. Намелет муки, да и сварит мне каши жидкой на весь день. Пока мать на работе, наши подселенные у меня кашу все выпрашивали, сделают игрушки мне из деревяшек, я и рада их обменять на кашу. Мать узнала, так меня отругала, боялась я потом кашу на игрушки менять. Когда уж отец с войны пришел, рассказывал матери: «Читаю письмо, мол живем хорошо, не голодаем, работаю на заготзерне...а сам думаю, не уж то ворует, ведь посадят, что с детьми будет и ведь в письме не напишешь, что не воруй, мало ли кому в руки оно попадет...»
Спали мы с подселенными детьми (не помню, как их и звали) на полу, на портяном одеяле, вокруг одеяла нальют воды, что бы блохи нас не кусали, изба-то не прогревалась, дров раньше и не заготавливали, как сейчас. Днями я у железной дороги ошивалась, беспрестанно шли эшелоны, в них ехали солдаты махали нам руками улыбались, мы махали им, а я все высматривала отца, вдруг приедет. В 1941г. отец был ранен и направлен для прохождения дальнейшей службы в рядах милиции в г. Челябинск. А в 1944г. нам пришел вызов от отца в Челябинск, добирались с пересадками, в Пудеме пересаживались помню, идти пришлось пешком по железной дороге, иду реву и думаю «Папа бы был, на руках бы меня понес»- так горько и обидно было, что его нет рядом. А мама понести меня не могла, несла вещи и за плечами пестерь с маленьким ребенком, не помню даже кто он нам был и не было его потом с нами...(от воспоминаний плачет)
Приехали, пошли к отцу, да ушли не в тот участок, нас задержали, отца искали. В тот день отца могли арестовать, сбежала из под заключения арестантка, сказали «Не найдешь сядешь сам!» Арестантку нашли в тот же день. Может нас отпустили к отцу на следующий день, а может и в этот, не помню, устала, заснула. Проснулась в доме от того, что будит меня какой-то солдат, я его как увидела перепугалась, лежу, дыхание затаила, боюсь. Оказывается отец это был, не узнала его. Мать с отцом потом рассказали мне, что папа это мой. Жили мы сначала в каком-то домишке, вроде как землянке, потом уж в барак переехали. Мать устроилась в столовую работать, напечет что-то вроде шанег из яичного порошка, я приду к ней, она мне на голову оденет сверху шапку и иду домой, так и питались.
День Победы помню! Потерялась я в тот день! Смотрю люди идут на площадь городскую и я туда, а там Парад какой-то идет, все ревут, смеются, обнимаются, эшелоны прибывают, народу много... испугалась, стою реву, ко мне милицейские подходя «Чего ревешь, где родные, кем работают?» - спрашивают. Быстро тогда меня в руки отцу передали, нашли, я же дочерью милиционера была, вызвали его.
В Омутнинск вернулись уже в четвером, мать родила двух братьев близнецов (через месяц один умер), а позже родила еще одного. Жили у деда в доме (на фото Ираиде 21, рядом мама Югова Татьяна Александровна), так бегать (гулять) хотелось, а я за братьями приглядывала, только в Челябинске два класса и закончила, больше и не училась, а так хотелось. До сих пор стыдно говорить, что образование два класса. Но при этом на стройке 7 лет бригадиром отработала, ни раз в газетах обо мне печатали и грамот за хорошую работу не мало получила. Тяжело было в годы войны! Вспоминать тяжело!»
#ЖивыеИстории #ИсторииНашихДедов
Оставить сообщение: